Во Франции я впервые узнала о катарах. По странному совпадению только
после этого вдруг стала слышать случайные обрывки информации из
телепередач, из полемики вокруг «Кода Да Винчи», которого не читала.
Изумлённо обнаружила, что загадочная секта альбигойцев, тревожившая
воображение в юности, оказалась идеологическим двойником катаров.
Не специалист я по теософским вопросам. Не увидела бы эту солнечную
каменистую землю с россыпями руин. С гордыми силуэтами романских замков
и невероятных цитаделей, не впечатлилась бы немыми криками горгулий,
предупреждающих об опасности – наверное, не запал бы в душу рассказ о
катарах.
Про Лангедок знают все – южная провинция Франции. Мало кто знает, что
название это означает язык Ок – так северяне обозначили неприемлемый
для них южный акцент. .И сама эта часть Франции стала называться
Страной Ок . Правда, звучит фэнтезийно?
В стране Ок жили катары –
непримиримая секта, отличавшаяся ортодоксальными взглядами на религию.
Они строили замки и стремились к обороне, поскольку вызывали гнев
истинных католиков и не раз становились жертвами жестоких крестовых
походов.
КАТАРЫ (от греч. katharos чистый), приверженцы ереси
11-13 вв., распространившейся в Зап. Европе (главным образом в Италии,
Фландрии, Юж. Франции) преимущественно среди ремесленников и части
крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все
земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство.
Вероучение катаров легло в основу ереси альбигойцев.
Катары
(альбигойцы) полагали, что их религия воплощала порядок и верования
первоначальной церкви. Наименование «катары» (что по-гречески значит
«чистые») распространили авторы XIX века. А название «альбигойские
еретики» впервые появилось в окружении Бернара Клервоского,
проповедовавшего в городах Тулузе и Альби в 1145 году. Сами еретики ни
альбигойцами, ни катарами себя не называли, свято веря в то, что они и
есть доподлинные христиане. Катары абсолютно отрицали материальный мир,
следственно отказывались строить церкви, а проповедывать было разрешено
как в частном доме, так и в чистом поле. Их вера признавала равенство
полов и женщины часто были священниками. «Чистых» (прошедших таинство
очищения) называли « добрыми людьми».
Но больше всего меня
потрясло их отношение к двум основным ипостасям христианства – Раю и
Аду. Собственно, они не верили ни в ад, ни в рай, ни в воскресение из
мёртвых, ни в Страшный суд. Наверное многие ереси основаны на подобных
воззрениях. На меня же произвело впечатление то, что они считали адом
земную жизнь.
. В этом смысле они весьма оригинально пересказали христианский миф об
отпадении ангелов. Совращенная князем тьмы часть небесных духов
низверглась с небес на землю в мучительный кошмар плотского
существования, потому как тот лукаво посулил им «женскую любовь и
власть над другими, а также обещал сделать их королями, графами и
императорами». Эти небесные духи и стали душами людей и всех животных,
которые вынашивают детенышей во чреве. Несчастье падших с неба душ
заключается в том, что они не могут вернуться к Богу и вынуждены без
конца переселяться из одного земного тела в другое, томясь в этом аду.
Вера катаров служила, по их мнению, как раз тому, чтобы пресечь это
томление и помочь человеку умереть раз и навсегда. Следуя вероучению
катаров, душа после смерти тела уже никуда не переселяется, а
ускользает из скорбной земной юдоли и возносится обратно на небеса. Но
для такого оборота событий надо было стать катаром.
Вера катаров была тесно связана с аристократической средой.
Умонастроение баронов Лангедока оставалось для болеющих христиан
неразрешимой загадкой. Во времена страшных гонений рыцари защищали
своих вассалов и вовсе не собирались сокрушить еретическую секту.
Невероятная гордость катаров и несгибаемая вера привели к тому, что
борьба с ними продолжалась почти столетие, настолько они были едины и
упорны в отстаивании своего образа жизни. Большой крестовый поход
против них по призыву папы римского был начат в 1209 г и получил
название «Альбигойского крестового похода». В конце концов крепости их
были сожжены, с жителями жестоко расправлялись.
Крепостных руин в Лангедоке много. Но основное наследие катаров –
крепость Каркасон. Три километра крепостных стен, впечатляющих своей
мощью и труднодоступностью. 52 башни, графский замок – крепость в
крепости. Базилика. Каркасон – самая мощная крепость Европы!
После изгнания катаров и присоединения к короне Каркасон некоторое
время оставался часовым постом на границе Франции и Арагона, позднее
его история отделяется от города – крепости и становится лишь символом
королевского присутствия в Лангедоке.
А ещё Каркасон связан с
мрачной охотой за гугенотами. В 16 веке его стены стали тюрьмой для
гугенотов, которые помнили о своих предках – катарах и, подобно им, не
признавали земную власть Церкви.
Но этот город хранит память не только о жалкой участи заключённых. Он –
эпическое сказание: здесь была создана первая французская поэма «Песнь
о Роланде», написанная в те времена, когда строился графский замок (12
век). Четырьмя веками раньше граф Роланд разместил, вероятно, своё
войско в стенах, недавно отбитых у сарацинов.
Каркасон -
куртуазная песня, потому что на землях Лангедока сложились и
исполнялись первые песни трубадуров, - и одновременно историческая
хроника.
В 19 веке французский архитектор Виоле- Ле- Дюк,
любитель старины ( помните, это он достраивал парижский Нотр Дам )
взялся за историческую реконструкцию Каркасона и очень всех удивил,
завершив крепостные башни не характерными для романики навершиями.
Сказалось модное увлечение стилизациями , отношение к древности как к
красочной легенде. Крепость превратилась в наглядную иллюстрацию к
сказкам Шарля Перро.
Теперь она набита, как пирог, сувенирными
лавками, в которых культ средневековья имеет сладкий привкус
небывалого, смешными музейчиками вроде Музея привидений. В ней есть
даже отель с привидениями, где постояльцев пугают по полной программе.
Всё это мило. Но тем не менее. Когда трогаешь рукой старую израненную
стену, видишь настоящий готический домик, совсем не высокий, со всеми
неказистостями своего времени и скромным декором – тогда балаганный шум
за спиной почти неслышен. И наконец, кафедральный собор
Сен-Назер-Сен-Сельс. В его строгом готическом облике гармонично
переплелись стили Иль де Франса и юга Франции, как написано в
путеводителе. Полный достоинства Абсолюта, не нисходящий до окружающей
суеты, он полностью перекрывает собой всю эту мирскую затею с музеем-
магазином для туристов.
В нём чудесные витражи, на примере капителей его внутренних колонн, наверное, можно
проследить модификацию романо- готического декора. Но для меня самыми
незабываемыми оказались трогательные, пугающие и пугливые существа мира
тьмы – горгульи, химеры, гарпии, спрятавшиеся в тени его карнизов.
Совсем не страшные, мучительно переживающие туристический хаос внизу,
они как будто посылают людям какие-то предупреждения. Но мало кто
всматривается в эти гротескные образы наверху, потому что в витрине
лавки выставлены их гипсовые двойники с наклеенными ценниками и это,
наверное, интереснее для современного человека.
А ведь назначение Готики было обратить мысли и чувства ввысь, заставить
человека поднять голову. Другие времена – другие нравы!
«На этом кончим, друг,
А хочешь дальше знать –
Тогда сам Книгой стань
И сам её читай»
Это не исторический очерк, не судите строго - просто поделилась впечатлениями от увиденного и услышанного.