|
| Франсуаза Саган | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Франсуаза Саган Сб Янв 09, 2010 5:55 am | |
| Кто -нибудь здесь читает Франсуазу Саган? По "культуре" то и дело по ночам идут фильмы по её романам. Я не то, чтобы её чтец великий, но временами вдруг захочется зыбких воспоминаний. Для меня её тексты как мои воспоминания, реальные или иллюзорные - неважно. Когда она умерла три года назад - я помню - мы ехали в машине на Гаврюху с друзьями, а я так расстроилась и моя впечатлительность окрасила и без того осенний день красками грусти и сожаления. Для моей молодости она была культовой писательницей.В институте дежурный вопрос был "Что вы думаете о Франсуазе Саган?" Наверное меня богемность привлекает. Откуда столько смерти рядом с любовью? То есть,хочу сказать, что "смерть-любовь" - скорее испанского менталитета образ. Здесь,конечно, всё легче, рациональнее, но всё же... всё же..Непринуждённо возникающие жизненные коллизии, гламур - как скользящая прозрачная вуаль, нежная и красивая, но неизбежно стягивающая горло мёртвым узлом. | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Франсуаза Саган Сб Янв 09, 2010 5:58 am | |
| Франсуаза СаганFransuaza Sagan ( 21.06.1935 года - 24.09.2004 года [Онфлер]) Франция (france) Она уже давно подзабыла свое настоящее имя - Франсуаза Куарез. Она сжилась и срослась со своим литературным именем - Франсуаза Саган. Сидя в кабинете своей роскошной парижской квартиры, она с легкой усмешкой просматривает газетные статьи, в которых критики изощряются в поисках эпитетов для обозначения ее таланта: "Смесь цинизма, эгоизма, лиризма, с большой долей светской легкости, несомненный талант, отсутствие таланта, один шаг до гениальности, нахалка, попавшая в литературу случайно". Вот далеко неполный перечень всех этих эпитетов. Кажется, что аура, атмосфера легкого скандала, поднявшаяся при появлении Саган в литературе, в середине 50-х, так никогда и не утихла. Еще бы! 19-летняя девчонка пишет и издает повесть, в один миг всколыхнувшую устои строгой, католически добропорядочной Франции! Кто в этом виноват - насмешница Фортуна или любимый писатель и учитель мадам Саган, (которого она прочитала в 14 лет) - Сартр, она не знает. Родилась и училась будущая знаменитость в семье богатого промышленника, ни в чем не знала отказа, получила прекрасное книжное образование в католическом пансионе, но к шестнадцати годам полностью утратила веру в Бога и во всякие чудеса. Выйдя из пансиона, Франсуаза, одержимая страстью к литературе, поступает на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Но богемная жизнь звезд привлекает ее не меньше университетских лекций. Она встречается в маленьких уютных парижских кафе с художниками, писателями, артистами. Беседы до полуночи, визиты, концерты... А по ночам она пишет свою первую повесть со странным названием "Здравствуй, грусть!" - Спойлер:
Вспоминая свой дебют, мадам Саган считает теперь, что ей несказанно повезло, потому что господин Жюйяр умел не только чутьем хорошего литератора определять будущий талант, но и имел средства для того чтобы организовать хорошую рекламу, привлечь внимание читателя к этому таланту.
Тема романа написанного худенькой, остроносой девушкой с большими, задумчивыми глазами поразила даже умудренного жизненным опытом Жюйяра: юная девушка, не достигшая совершеннолетия, искренне и без притворства рассказывает о том, как хорошо быть молодой, здоровой, счастливой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятьях любовника.
Для Франции с богатыми литературными традициями католицизма такой сюжет и сам финал романа - с кажущейся победой аморальности - был, мягко скажем, необычен! И даже в самых смелых мечтах Жюйяр не мог предвидеть того оглушительного, скандального успеха, который обрушился на юную дебютантку!
Роман стал бестселлером и за год было опубликовано более миллиона экземпляров на разных языках и в разных странах. Автора преследовали толпы журналистов, брали у нее интервью, описывали жизнь. В прессе было опубликовано множество ее фотографий.
Книга Саган стала своего рода символом, знамением времени, а образ главной героини, казалось, воплощал провозвестниц эпохи свободных нравов, точно так же, как на экране образы ставшей тоже в одночасье знаменитой Бриджит Бардо. Не забудем только, что всё происходило в середине 50-х...
В одной из статей писали, что ее роман "отразил настроения и позицию молодого поколения, вступающего в жизнь после огромного потрясения, которое пережил мир в годы войны, когда рухнули прежние представления о Добре и Зле, прежние нравственные ценности, былые запреты и табу" (Жорж Урден)
Образ Сесиль главной героини романа, получился настолько всеобъемлющим и глубоким, что не мог не вызывать удивления. Он как бы вобрал в себя множество частных и конкретных судеб современников писательницы, почему и возник термин "поколение Франсуазы Саган".
Любопытно, но ранняя и шумная слава почти не вскружила ей голову. Она пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1,5 миллионами франков, которые столь неожиданно свалились ей на голову. Он посоветовал не менее спокойно: "Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя - большая беда". Она так и поступила. Она разогнала свою жизнь как машину на хорошей скорости.
Путешествия, яхты, неудачный брак с крупнейшим издательским деятелем Франции Ги Шеллером (они вскоре расстались, он был на двадцать лет старше Франсуазы) рождение сына (в 1962 году), еще несколько попыток устроить семейную жизнь, пристрастие к азартным играм. В 22 года Франсуаза чудом остается жива после серьезной автомобильной аварии и чувство блистательности и скоротечности жизни уже никогда ее не покидает.
Наряду с жизнью богемной звезды, Франсуаза Саган продолжает серьезно и много работать. Стиль ее совершенствуется, становится все более характерным, все более узнаваемым. Многие из критиков и литературоведов замечали, что мадам Саган отдает предпочтение строгим формам классицизма, она последователь Жана Расина, у которого любовные конфликты были подняты на уровень трагедии, что подчеркивало высокую значимость и ценность человеческих чувств.
Саган стремится сохранить дух этой литературы, передать глубокое трагическое содержание тех любовных неудач, которые показаны в ее книгах.
Классические традиции сказались и в построении ее романов, и в их стилистике. Число персонажей в романах сведено к минимуму, как в трагедиях Расина. Это два-три главных действующих лица, а все остальное - не более чем фон, антураж. Та ситуация, которая, к примеру, описывается в романе, повести, пьесе могла происходить в любом месте и в любое время.
Саган соблюдает строгое единство действия, ее задача показать внутренний мир своих героев в моменты наивысшего психологического напряжения, хотя синтаксис ее изысканно-точных aphorism.ru/" title="aphorism.ru/" title="фразы, изречения, афоризмы">фразы, изречения, афоризмы">фраз всегда нарочито холоден и спокоен, здесь нет бурных выплесков эмоций, волнений, многоречивости, объемных внутренних монологов.
Эмоционально-трагическая окраска происходящего в романах не бросается сразу в глаза, все происходит постепенно спокойно плавно.
И оттого так резок диссонанс между "правильной формой и неправильным содержанием, что создает дополнительный стилевой эффект, усиливающий художественное воздействие" (Юрий Уваров).
Все эти приемы, составляющие ядро ее творческого метода, мадам Саган сохранила до сих пор практически неизменными, хотя меняются и сюжеты и персонажи, и даже жанры...
К 1991-му году она опубликовала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, 3 книги очерков и, пожалуй, только в очерках она сама выходит на сцену и откровенно излагает свои взгляды и свои суждения о современном мире, нравах и литературе.
Выяснилось, к примеру, что она не выносит серость и духовное убожество "общества потребления", что она изображает богемную или элитарную среду (ее не раз упрекали в том, что герои всегда только богачи, писатели музыканты...) именно из-за неприятия мещанско-торговой приземленной атмосферы современного общества.
Она не смотрит на жизнь отстраненно и холодно, как утверждают некоторые журналисты-критики, основываясь на ее внешне спокойно-бесстрастной манере повествования, а напротив, ей слишком близка позиция Бальзака, который оплакивал судьбы, жизненные повороты своих героев, "роняя слезы в кофе..."
Мадам Саган давно известна и как общественный деятель, публицист, поднимающий на обсуждение в своих газетных выступлениях проблемы нравственного и духовного кризиса среди молодежи, в защиту демократии и прав человека. Ей не понаслышке известна проблема наркомании среди молодежи, поэтому неудивительно, что одна из поздних ее вещей - остросюжетный роман "Ангел-хранитель" был напечатан в России в молодежном журнале "Ровесник" - наиболее читаемом и популярном издании.
Кстати, в 1988 году мадам Саган была в России, где ее книги знают и читают ничуть не меньше, чем в Европе. Она утверждает, что в ее роду есть русские корни - прабабушка была русской, но при этом в глазах писательницы мелькает лукавый огонек и, кто знает, может быть, это сказано только для того, чтобы оправдать свое пристрастие к азартной игре в рулетку? Она и объясняет его "русскостью" своих корней.
Ее квартира в Париже - как всегда самый известный литературный салон во Франции. В него вхожи дипломаты и премьер-министры. Ее последняя книга на библейский сюжет "Давид и Бетшабе" вышла в роскошном переплете для коллекционеров-библиофилов, с иллюстрациями знаменитых художников и собственноручной подписью автора на титульном листе. Предисловие к книге составил тогдашний премьер Израиля Шимон Перес. Книга вышла очень маленьким тиражом и почти сразу превратилась в библиографическую редкость.
Мадам Саган, несмотря на возраст, и кучу жизненных неприятностей, (судебный процесс, обвинение писательницы в хранении и распространении наркотиков - мадам Саган спасло только ее высокое знакомство с тогдашним президентом Франции Миттераном), по-прежнему в отличной форме. Литература для нее - храм и эликсир вечной молодости. Она признает только главенство писательского воображения перед жизненным опытом. Она ищет новые истоки вдохновения. Ее роман-биография Сары Бернар, написанная в форме писем к актрисе, наделала много шума по всей Европе. Ее пьесы идут при полных аншлагах, хотя написаны в семидесятые годы. Многие aphorism.ru/" title="aphorism.ru/" title="фразы, изречения, афоризмы">фразы, изречения, афоризмы">фразы из ее произведений стали крылаты, а герои ожили на киноэкране. С полным правом можно сказать, что книги Саган читают поколениями и интерес к ее творчеству не иссякнет, наверное, и во втором тысячелетии. Может быть потому что каждым из них она как бы восклицает: "Здравствуй, Жизнь! Здравствуй, Любовь!"
| |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Франсуаза Саган Сб Янв 09, 2010 6:04 am | |
| Robi
В серии ЖЗЛ, книгах, напечатанных интервью, воспоминаниях... читал о Жорж Санд, Эдит Пиаф, Цветаевой, Франсуазе Саган... Удивительные личности, судьбы, отношение к жизни (непрекращающаяся жажда ко всем ее краскам)... Для меня истории судеб этих звезд более интересны, чем их произведения и песни.
С творчеством Франсуазы Саган меня, совсем юного, познакомила моя любимая. В то время я еще не мог сказать почему я сразу полюбил Франсуазу, восхищался чувствами, поступками, решениями.. ее героинь. Сейчас могу сказать, что главное, что чувствовал в них - максимализм в любви (без нее жизнь теряет смысл), кометность жизни, особый магнетизм, движение по лабиринтам судьбы без автопилота... В самой Санган - еще и - мистическое везение, высокие ноты чувств с оттенками грусти, скромность в оценке своего творчества, и, на мой взгляд - непозволение себе быть и жить посредственностью. Читая Саган, я вижу, как пульсирует вена...жилка жизни - той которая близка, дорога, понятна, трогательна, восхитительна... и моя жилка начинает пульсировать активнее - резонируя. | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Франсуаза Саган Сб Янв 09, 2010 6:06 am | |
| Eos пишет:
цитата: "Фантазии женщины средних лет", мужчина написал
Ха-ха, мужчины, конечно, вроде Толстого могут написать от имени женщины! Но так редко! А ещё случается дамам писать от имени мужчин любовные романы! это я ст рудом переживаю вообще. Eos пишет:
цитата: стиль - это либо есть, либо нет. Это легкие штрихи, которые командуют содержанием
Хорошо сказала, точно. Я тоже просто люблю иногда её почитать. Возникает потребность.
Robi пишет:
цитата: главное, что чувствовал в них - максимализм в любви
Роби, да! но это роковой дар. | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Франсуаза Саган Сб Янв 09, 2010 6:09 am | |
| Eos Я вот читаю. Не прямо сейчас, сказать так - значит солгать. Я люблю ее читать. Просто такой процесс - чтение Француазы Саган. Я ее люблю читать. А богемность - ну не знала я о ее богемности, о том, что она такая вот вся известная и супер-пупер - но стиль, стиль - это либо есть, либо нет. Это легкие штрихи, которые командуют содержанием, амбре, которое, казалось бы, незаметно, но ... как запах хороших духов. Недавно я прочитала "Фантазии женщины средних лет", мужчина написал, вот забыла кто - взяла книгу почитать прочитала - и забыла автора. Говорят, есть еще книга с таким названием, но другого автора (не запутаться бы в том, что сама сейчас написала...). И что хочу сказать. Иногда жизнь бывает круче любой выдуманной истории, я вам скажу Поэтому прочитала с легким вкусом правды на языке.
Robi Опассннныее связи
- нет ничего опасней, чем прозябнуть Ты помнишь в "Мастере и..." о чем думал и жалел почтенный муж и ответственный работник после того, как отвез ведьму на бал?
Chandra Не помню, но догадываюсь Прозябать ни в коем случае!
Robi Ляля, вот цитата из романа: цитата:
А сидящий будет продолжать свои речи: — Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин! Так будет продолжаться до тех пор, пока не стукнет в темной части особняка окно, не появится в нем что-то беловатое и не раздастся неприятный женский голос: — Николай Иванович, где вы? Что это за фантазии? Малярию хотите подцепить? Идите чай пить! Тут, конечно, сидящий очнется и ответит голосом лживым: — Воздухом, воздухом хотел подышать, душенька моя! Воздух уж очень хорош! И тут он поднимется со скамейки, украдкой погрозит кулаком закрывающемуся внизу окну и поплетется в дом. — Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет! — бормочет, уходя от решетки, Иван Николаевич, — вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте. Ах, дорого бы я дал, чтобы проникнуть в его тайну, чтобы знать, какую такую Венеру он утратил и теперь бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?
Eos Ну, я от имени мужчины тоже стихи пишу иногда... И мужчинам, главное, нравится. Под ними всегда мужские рецензии. Нет, там действительно хорошее произведение. Я бы этому автору рассказала много чего, чтобы он переработал в своем стиле. Кстати, может быть, так и было - рассказы женщин, художественно переработанные в одной книге. Почему нет? В жизни такое бывает, что и в книгу не поместишь - подумают, что стопроцентная ложь. А вот про любовные романы, которыми завалены полки - ну мы же не про это. Мы сейчас "вкусные" штучки рассматриваем.
Chandra В стихах по-другому. Там всё мгновеннее, концетрация сильная. А когда тебе на 200 стр размусоливает дама,что мужчина чувствует и как он страдает, это шито белыми нитками.Имхо.
Eos В стихах я часто теряю пол, в смысле половую принадлежность. (Хотя по некоторым стихам этого не скажешь...). Но тут ты абсолютно права. Описать, что чувствует мужчина - где-то 200 листов- бред полный. Иногда я хочу спросить мужчину, что же он чувствует в интиме, - мне интересно. Мне кажется, что там раскрытие, и зажатость - все совсем-совсем по-другому. А это ведь чувствование... Однажды только было у меня: "Я пью вино серебряных глубин, я пью вино своих раскрытых ран" -это если совсем красивые отношения. Но мужчина одобрил... | |
| | | | Франсуаза Саган | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |