| | Одиночество Сильвии Плат | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:24 pm | |
| Америка со своими идолами. Со своими героями и антигероями, со своей, зачастую непринятой в Европе культурой. Сильвия Платт американская поэтесса, небольшую заметку о которой я предлагаю вам прочесть, покажет вам истинный образец такой культуры, ведь вряд ли кто из вас сможет блеснуть знанием американской поэзии?
источник | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:26 pm | |
| Одиночество Сильвии Плат60 лет со дня рождения самой известной американской поэтессы, иконы феминисток и трагической самоубийцы Сильвия Плат не очень хорошо известна в России, хотя ее статус в Америке необычайно высок – ее имя традиционно упоминается в перечислении самых главных американских поэтов и неизменно попадает в первую десятку (начинают обычно с Уитмена).Дело тут даже в трудностях перевода, хотя Плат довольно много переводилась на русский: в 2000 году вышла даже отдельная книга ее стихов – это бывает нечасто с иноязычными поэтами – в переводе Василия Бетаки. Скорее, ее популярность в Америке и полуизвестность у нас говорят о некоторой чуждости ее поэзии нашему читателю. Остается надеяться, что ситуацию изменит выход полного собрания ее стихотворений с комментариями Теда Хьюза, которое готовится в серии «Литературные памятники». Легко ли быть иконой«Самоубийство – едва ли не закономерность…» Про Сильвию Плат в 2003 году был снят фильм «Сильвия» (режиссер Кристина Джеффс), главную роль сыграла Гвинет Пэлтроу, роль ее мужа, поэта Теда Хьюза, исполнил Дэниел Крейг. Не обошлось без скандала – дочь поэтессы Фрида Хьюз не только отказалась сотрудничать со съемочной группой, но и разразилась стихотворным текстом «Моя мать», который начинается строчкой «Они снова убивают ее». Есть поэты, чья биография во многом определила основные мотивы их творчества. У других же события их жизни имеют минимальное значение по отношению к создаваемым ими произведениям. Сильвия Плат, безусловно, относится к первым. Трагическим и безжалостным образом она была обречена творить только в условиях эмоционального «дна» – появлению стихов способствовали одиночество и депрессия, а отнюдь не выпадавшие время от времени месяцы благополучного существования. Можно, конечно, вывести из этой закономерности предположение, что творческий импульс декорировал жизнь именно таким образом, чтобы создавать невыносимые психологические условия и проявляться в этой жизненной фазе. И получается, что в таком случае самоубийство – едва ли не закономерность при этом жестко заданном раскладе. Но в таком выводе есть нечто обывательски-романтическое. И противостоять такой точке зрения могут очень многие поэты, отличавшиеся отменным душевным здоровьем. Есть точка зрения, согласно которой поэзия Плат немного опередила свое время. Некоторые ее биографы считают, что она вполне была бы адекватна следующему десятилетию, столь значимому для американской жизни, – шестидесятым. А консерватизм пятидесятых, соответственно, погубил ее романтическую натуру. Впрочем, можно много рассуждать о том, что писал бы Гумилев в тридцатые или Пушкин в шестидесятые, это тема столь же увлекательна, сколь и сомнительна. Да и была ли бы Плат собой, какой мы ее знаем, в новую американскую эпоху? Жизнь против творчестваСильвия Плат родилась 27 октября 1932 года во вполне благополучной семье. Она была очень привязана к отцу и трагически переживала его смерть – Сильвии было восемь лет. В это же время в школьной газете появляется ее первое стихотворение. Плат была «звездной девочкой» – примерно училась, выигрывала все конкурсы, писала и печатала стихи. Ее творческие способности начали замечать: в 18 лет она стажируется в Нью-Йорке после получения первого места на конкурсе рассказов. И этот же самый период, казалось бы, такой удачный, характеризуется тяжелейшей депрессией и попыткой самоубийства – наглотавшись таблеток, Сильвия прячется в подвале, и находят ее только через несколько дней. В больнице она проходит курс электросудорожной терапии и возвращается в колледж, который с блеском заканчивает. Тема ее дипломной работы – «Двойничество в творчестве Достоевского», за нее Плат удостоена гранта – обучения в Кембридже. Там она встречает поэта Теда Хьюза, который становится ее мужем. Плат преклоняется перед его талантом и обещает, что с ее помощью он станет первым поэтом Америки. Она добросовестно исполняет обязанности его секретаря, перепечатывает стихи и рассылает их в издательства. | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:27 pm | |
| Одновременно с этим начинает формироваться и оформляться ее новый стиль, свидетельствующий о подлинном таланте, который лишь в малой степени проявлялся в ее раннем творчестве. Семейная жизнь Плат и Хьюза протекает не слишком гладко, двум таким натурам трудно ужиться, каждый – цельный по-своему человек, и их поэтические темпераменты иногда схлестываются, как встречные потоки двух ветров. В 1959 году у Сильвии рождается ребенок, в 1962 году выходит ее первый (и последний прижизненный) сборник стихов «Колосс». Их брак начинает давать трещину; Хьюз открыто изменяет ей, уходит, возвращается снова. Их примирительная поездка в Ирландию ничем не кончилась – Хьюз бросает ее. Сильвия рожает второго ребенка и все глубже погружается в безысходное состояние. Но продолжает писать стихи – каждый день, с пяти утра. Именно в этот период были написаны тексты, которые войдут позже во все хрестоматии новейшей американской поэзии. Едва ли не самым известным среди них является «Папочка» (перевод В. Бетаки): Папа, надо было тебя убить. Ты умер раньше, чем я успела, – Каменный мешок богом набит, Призрачная статуя, палец серый – Огромный как тюлень из Фриско, А голова – в Атлантике капризной. Синяя борозда – на зеленую борозду В океане у светлого городка. Я молюсь – тебя жду! Вдруг вернешься? Тоска. Ach, du! <…> Телефон черный со стены сорван: Ничьи голоса теперь никогда Не вползут… В одном я двоих убью: Вампира, посмевшего воображать, Что он – это ты. Пил он кровь мою, И не год и не пять – Целых семь лет я жила на краю, Семь лет, если хочешь знать – на краю, Папа, можешь спокойно лежать: В твое черное сердце я кол вобью! Никто в деревне тебя не любил, Вот пляшут и топчут могилу твою, Все знали, что ты вурдалаком был! Папа, папа, выродок… Кончено… Это концентрированное обвинение не столько ее реальному отцу, сколько старшему поколению вообще. Наверное, любая молодость имеет свой строгий счет к отцам, недаром в этом стихотворении сливаются фрейдистские и фашистские образы. Ее другие стихи столь же нервны и беспокойны, сколь упорядочена жизнь, текущая мимо нее, сквозь нее. Рваный верлибр, который соизмеряется только с дыханием, смесь архаики со сленгом, метафизическое томление и эмоциональная маета – эти черты ее поэзии становятся определяющими. | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:28 pm | |
| За неделю до смерти выходит роман Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком» (издан под псевдонимом). Для многих молодых читательниц разных десятилетий книга станет откровением, не случайно этот роман называют женским вариантом «Над пропастью во ржи». В 1963 году она кончает с собой, заткнув щели между дверью и полом тряпками и засунув голову в духовку газовой плиты. В 1965 году выходит сборник стихов Плат «Ариэль», ставший классикой американской поэзии. В 1982 году, через девятнадцать лет после смерти собрание ее стихов, подготовленное Хьюзом, получает Пулитцеровскую премию – случай исключительный: обычно Пулитцера присуждают при жизни автора, но для Плат решено было сделать исключение. Наверное, ей не хотелось бы быть классиком, ведь это значит, что ее стихи хоть немного, но перестали быть куском живой жизни, и – хоть немного – превратились в образцы лирики. Наверное, ей просто хотелось писать стихи. Каждый день, с пяти утра…
отсюда | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:29 pm | |
| Незнакомое имя? Представьте себе Марину Цветаеву, рождённую в Америке, добавьте огня, страсти, отчаяния, феминизма, две попытки самоубийства – одну «удачную» - и любовь миллионов читателей. Это и будет Сильвия Плат – культовая американская поэтесса XX века. Ariel And now I Foam to wheat, a glitter of seas. The child's cry Melts in the wall And I Am the arrow . | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:30 pm | |
| Сожжение ведьмы
На рыночной площади все собирают ветки.
Чаща теней - это нищенский плащ. Я наполняю
Собой восковую фигуру с кукольным телом.
Болезнь начинается здесь: я стала мишенью для ведьм.
Дьявола может изгнать только дьявол.
В месяц оранжевых листьев я оказалась на огненном ложе.
Легко обвинять темноту: ртом открытую дверь,
Утробу подвала. Они задули все искры во мне.
Леди с черным лицом держит меня в попугаечьей клетке.
Какие большие глаза бывают у мертвых!
Я оказалась рядом с лохматым чудовищем.
Кольцами дым катится с клюва пустого кувшина.
Если я небольшая, то не смогу причинить вреда.
Если сидеть неподвижно - не разобью ничего. Так я сказала,
Сидя под крышкой, крохотная и неживая, как зернышко риса.
Они зажигают огни, кольцо за кольцом.
Мы переполнены жизнью, белые братья мои. Мы растем.
Это ранит сначала. Красные языки научат нас правде.
Мать насекомых, лишь разожми свои руки:
Я полечу на пламя свечи, неопалимая как мотылек.
Верни мне былую форму. Я готова принять эти дни,
Когда я смешаюсь с прахом в тени под камнями.
Лодыжки мои горят. Свет переходит на бедра.
Я потерялась, я потерялась в одеждах из этого света.Алексей~Костричкин
Последний раз редактировалось: Chandra (Вс Май 16, 2010 6:32 pm), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:32 pm | |
| Соперница
Если луна улыбнется, она мне напомнит тебя.
Ты производишь такое же впечатление
Чего-то красивого, но невозможного.
Вы обе воруете свет.
Ее О-образный рот горюет о мире, а твой - безразличен.
У тебя уникальный дар все обращать в камни.
Я просыпаюсь в своем мавзолее, а ты уже здесь.
Стучишь коготками по мраморной крышке, ища сигареты.
Язвительная как женщина, но не такая нервная,
Тебя распирает сказать что-нибудь резкое.
И луна унижает своих подчиненных,
Но в дневное время она смешна.
Твое недовольство, тем временем,
Проникает в почтовый ящик с разительным постоянством,
Белое и пустое, вездесущее, как угарный газ.
Ни дня не проходит без новостей о тебе,
Гуляющей где-нибудь в Африке, но думающей обо мне.Алексей~Костричкин | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:33 pm | |
| Любовная песня безумной девочки
Глаза закрою - мир умрет тотчас.
Я поднимаю веки - все по-новой.
(Мне кажется, я выдумала Вас).
Танцуют звезды сине-красный вальс
Под беспросветным сумрачным покровом.
Глаза закрою - мир умрет тотчас.
Я к нежным поцелуям, блеску глаз
И к песням под луной была готова.
(Мне кажется, я выдумала Вас).
И Бога нет, и адский жар угас,
Исчезли ангелы и демоны. И снова
Глаза закрою - мир умрет тотчас.
Мне грезились обрывки Ваших фраз.
Я выросла и позабыла слово.
(Мне кажется, я выдумала Вас).
Влюбиться в птицу грома - в самый раз,
Весной она уже не так сурова.
Глаза закрою - мир умрет тотчас.
(Мне кажется, я выдумала вас).
Алексей~Костричкин | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 6:35 pm | |
| Насчёт переводов неуверена, поэтому даю ссылки на источники
ЭПИТАФИЯ В ТРЁХ ЧАСТЯХ (Из ранних стихов) 1. Качаясь на волнах лазурного моря Приходят бутылочные корабли, И каждый с особым посланьем, которое... «Разбей своё зеркало, бойся беды – Чирикает первый, – и выбери остров, Где тихо, где волны смывают следы». Второй мне пропел: «Не сходись слишком просто С портовым бродягою, и не забудь Гнать флиртоискателей, гнать их, прохвостов!» А третий, единственный из кораблей, Кричит: «Утонуть – есть немало путей!» 2. Мой остров… И толпы сияющих чаек В глаза утонувшего моряка Все целятся с неба, и снова взлетают… Голодный прибой, будто исподтишка, Ворует сады у земли метр за метром. И брызги. И кровью сочится рука, Пытаясь поднять утонувшего – где там! Как ветер сметает с небес облака! И вот одинокая чайка, от ветра Отстав, и припомнив судьбу кораблей, Кричит: «Утонуть есть немало путей!» 3. Кузнечики – это мои домовые. Пружинные ножки – скок через порог! Зелёные острые ушки кривые Смеются: дождь звёздный бьёт хижину в бок, Вся комната – ящик, как крыса пищащий. Окно? Но оно перед новой стеной. И небо – фальшивка! И в ящике – ящик, Сквозь серую крышку которого Бог Увёл людей-ангелов. Травы волной Всё пишут на лицах могильных камней: «Пойми! Утонуть есть немало путей».
отсюда | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 9:17 pm | |
| Сильвия Плат на сайте переводчика Василия Бетаки, собственно, как выяснилось, именно в его переводе и вышла у нас книга её стихов. | |
| | | Chandra Admin
Сообщения : 3040 Дата регистрации : 2010-01-04 Возраст : 106
| Тема: Re: Одиночество Сильвии Плат Вс Май 16, 2010 11:14 pm | |
| Кино про Сильвию Плат
СИЛЬВИЯ Исповедь безумной девочки и угрюмого мечтателяАлла ВОИНОВА (№10 [36] Декабрь'2003)В последнее время, благодаря нарастающему интересу зрителей всего мира к судьбам великих художников, кинематографисты все чаще и чаще стали прибегать к жанру "байопика" — популяризованной биографии известных людей, оставивших яркий след в искусстве. Все помнят с успехом прошедшие на экранах кинотеатров картины: "Айрис" — о жизни американской писательницы Айрис Мердок, "Часы" — о писательнице-феминистке Вирджинии Вульф, "Фрида" — о судьбе испанской художницы Фриды Кало. И если бы не находчивость режиссеров и сценаристов, мы, возможно, никогда бы и не узнали, чем жили и за что страдали знаменитые личности, продвигавшие к свету мировую культуру. Сегодня на суд просвещенной публики новозеландка Кристина Джеффс предлагает биографическую ленту "Сильвия". Это утонченная экранизация трагической истории жизни и любовных отношений одной из самых ярких литературных пар XX века — поэтов Сильвии Платт и Теда Хьюза. Их имена овеяны в англоязычном мире легендами, а стихотворения стали олицетворением творческих и душевных метаний, присущих "исповедальной поэзии" середины прошлого века. В роли Сильвии выступает обладательница премии "Оскар" Гвинет Пэлтроу, а в роли Теда — известный зрителям по фильму "Проклятый путь" актер Дэниэл Крэйг. "Dying is art" ("Умирать — искусство") — такими словами одного из самых знаменитых стихотворений Сильвии Платт "Lady Lazarus" ("Леди Лазарь") начинается картина. Утверждение, может быть, и спорное, но тем не менее... Причина ранней смерти Платт — в 30 лет она покончила жизнь самоубийством — до сих пор волнует сердца как ее поклонников, так и биографов. Как известно, сколько людей — столько и мнений. Некоторые феминистически настроенные дамы обвиняют в ее смерти мужа Теда Хьюза, создав образ символического мучителя, который довел жену до самоубийства; некоторые связывают ее смерть с неоконченным стихотворением, которое она писала незадолго до самоубийства. Что означал трагический жизненный выбор Платт? Что он говорил о ее семье, ее обществе, ее эпохе, ее любви и, в конце концов, о ней самой? Об этом мы можем только гадать, читая ее стихи, полные яростной метафоричности и горькой обреченности, заставляющие думать, что что-то съедало ее изнутри, каждый раз толкая к краю бездны. - Спойлер:
Вопросы, над которыми размышляли многочисленные биографы и поэты-современники, до сих пор остаются открытыми, но несомненно одно — нет ничего более противоречивого в ее биографии, чем замужество. Английский поэт Тед Хьюз, человек, который буквально спасал Платт от нее самой, а после ее ухода из жизни стал в 1984 году признанным лауреатом английской литературной премии — эта фигура так до конца и не изучена. Те немногие, кто симпатизировал Теду Хьюзу, предпочитали говорить о нем как об истинном страдальце, талантливом поэте, женившемся на не менее талантливой женщине с душевным расстройством, которая пыталась свести счеты с жизнью еще задолго до их знакомства. "Сильвия" — беспристрастный взгляд на брак двух поэтов. Гвинет Пэлтроу очень похожа на Платт. Не по внешним данным, потому что Платт была брюнеткой, а по какому-то общему облику и манере держаться: Пэлтроу говорит с тем же странным акцентом (в генах Платт текла прусская кровь), у нее та же яркая, страстная внешность, и даже когда милое лицо ее омрачается тенью тяжелой депрессии и ясные голубые глаза потухают, она все равно остается такой же потрясающе самой собой. Дэниэл Крэйг в роли Теда Хьюза кажется на первый взгляд более простым — угрюмый, неуклюжий... Но это лишь на первый взгляд. В стихотворениях поэта Хьюза, где живут образы безжалостных хищников, ястребов, воронов, сквозит первобытное очарование. Актер Крэйг со своим как будто высеченным из камня мрачным лицом, низким голосом, похожим на рычание, и необыкновенным магнетизмом доходит до практически документального сходства со своим alter-ego. Платт родилась в 1932 году в Америке, в штате Массачусетс. Детство у маленькой Сильвии было невеселым. Ее отец, профессор, умер, когда дочери было восемь лет. Тогда же Сильвия начала писать стихи. Ее стихи отразили глубокие личные чувства — боль, одиночество, унижение, которые ей пришлось пережить. Сильвия училась в элитном женском колледже Смитт. В это же время она посещала поэтические лекции Роберта Лоуэлла в Бостонском университете. Он, кстати, стоял у истоков послевоенной американской поэзии и сыграл немалую роль в ее творческом мировоззрении. Несмотря на ранние успехи в литературе, юная душа поэтессы уже была отравлена депрессией. Еще будучи студенткой колледжа, она пыталась покончить с собой, выпив большую дозу снотворного. Потом в своей автобиографической книге "Под стеклянным колпаком" (1963) она опишет этот мрачный эпизод своей жизни. Пройдя курс лечения в психиатрической больнице, Сильвия продолжила литературную карьеру. После окончания колледжа, Платт получает солидную Фуллбрайтовскую стипендию и поступает в Кэмбриджский университет. С этого момента, собственно, и начинается картина. 1956 год. Сильвия в Англии, на вечеринке в Кэмбриджском университете. Там она знакомится с начинающим английским поэтом Тедом Хьюзом. Охватившее их внезапное взаимное и глубокое чувство приводит к тому, что через четыре месяца они заключают брак. По окончании учебы супруги переезжают в Америку, где Сильвии предлагают работу преподавателя. Одновременно с преподаванием она пишет стихи. Тед тоже не сидит без дела — он успешно печатается, и его стихотворения вызывают все больший интерес в литературном мире. Вскоре у них появляются дети — дочь и сын. Теду и Сильвии в то время было всего по двадцать лет. Послевоенная Англия, блеск нищеты. Литературная критика того времени необыкновенна строга, и для того, чтобы добиться ее расположения, нужно быть очень хорошим поэтом, а Платт и Хьюз считали себя (да и были) поэтами высокого класса. Тогда им казалось, что счастье стоит на пороге и готово принять их в свои объятия, что все надежды сбудутся, стоит только захотеть. Но беззаботное время должно было неминуемо закончиться. Такова жизнь. Напряженное психологическое развитие творческого союза вскоре пришло к своему логическому завершению. В жизни Теда Хьюза, обласканного женским вниманием, появилась некая Ася Уевилл, ставшая впоследствии его женой. Узнав про измену, Сильвия ушла от него и осталась одна с двумя детьми в маленькой квартирке. Все свои эмоции, отчаяние и страсть Сильвия изливает в стихах, и оттого они наполняются нескончаемой и трагической энергией и силой. "Я чувствую, будто Бог говорит через меня", — восклицает она в одном из своих творений. И все же, несмотря на инстинктивное желание творить, Сильвия не выдерживает — она все чаще задыхается от депрессии. В 1963 году она кончает с собой, засунув голову в газовую духовку. Ей было всего 30 лет. Четвертая попытка самоубийства в ее жизни на сей раз оказалась последней. После смерти Сильвии Тед сжег некоторые из ее дневников, боясь что их прочитают дети, и долгое время отказывался говорить обо всем, что связано с его бывшей женой. Лишь спустя какое-то время в своих "Письмах ко дню рождения", посвященных ей, он поделился всем тем, что терзало его все эти годы — в стихах читались любовь и обида, злость и чувство вины, и сострадание... Мировое признание Платт получила в 1963 году, когда вышел в свет ее автобиографический роман "Под стеклянным колпаком". А в 1982 году, уже посмертно, ей была присуждена Пулитцеровская премия за собрание стихов, изданное в 80-м году Тедом Хьюзом. Задача Кристины Джеффс была не из легких: рассказать о жизни неординарной личности, показать драматизм творческого союза, не пренебрегая реальными и близкими отношениями двух людей. Но Джеффс — натура тонкая и чувствительная, поэтому с этой задачей справилась без особого труда. Ее первая картина "Дождь" была в свое время высоко оценена жюри на Каннском фестивале 2001 года как самый удачный режиссерский дебют. Фильм рассказывал о девочке-подростке, рано почувствовавшей свою красоту. В нем режиссер со свойственной ей удивительной психологической интуицией необыкновенно точно передала внутренний мир взрослеющего ребенка. Внимание к деталям и тонкая психологическая наблюдательность не изменили ей и впоследствии. В своем новом творении Джеффс принимает свою героиню слишком близко к сердцу, слишком глубоко и искренне, ее отношение к поэту больше интуитивное, чем аналитическое. Все подводные камни-вопросы Джеффс обозначает весьма деликатно и умело: какова истинная природа молчания, а быть может, и обмана Теда Хьюза? Думала ли Платт о своих детях, сознательно лишая себя жизни, почему ей казалось возможным оставить их? Джеффс стремится раскрыть выдающуюся личность, не вынося при этом никаких конкретных оценок. Каждый кадр пропитан стихами и ловит каждое мгновение жизни двух великих дарований. Представим себе, что есть люди, которые ничего не слышали о Сильвии Платт и Теде Хьюзе, а уж тем более никогда не читали их стихов. Есть ли что-то в картине, что могло бы их заинтересовать? Да, есть: возможность на короткое время погрузиться в мир фантазии, которая и есть, собственно, настоящая литература. Погрузиться во время, когда поэты были в центре внимания. Трогательная и нежная игра Гвинет Пэлтроу, мастерски написанный портрет душевной депрессии не оставят равнодушным ни одного из нас.
источник
| |
| | | | Одиночество Сильвии Плат | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |