Перескочила сюда из
интересного В XIX веке у художников излюбленным мотивом в двойственных картинах
стали жизнь и смерть. Вблизи мы видим двух играющих детей, влёбленных
за столиком в кафе, даму перед зеркалом, любующуюся своим прекрасным
отражением, смеющуюся парочку, едущую в автомобиле или летящую с горки
на санках. А при взгляде издали они превращаются в символ смерти —
череп.
В 1906 году во Франции выпустили почтовую открытку с
изображением черепа, „составленного“ из карикатурных портретов
императора Николая II, его супруги и единственного сына. Таким образом
неизвестный художник клеймил царизм за подавление революции 1905 года.
В начале ХХ века в России и других странах выпускали открытки, на
которых уродливый, отталкивающий профиль дьявола при ближайшем
рассмотрении превращался в клубок из прелестных женских тел.
Почтовые открытки начала ХХ века. Даты штемпелей на обратной стороне: 1906–1913. Россия. Изображения известных людей, лица которых составлялись из других
образов, судя по всему, пользовались большой популярностью. Используя
этот приём, художники увековечили на почтовых карточках поэтов Гёте,
Шиллера и Гейне; композиторов Бетховена, Вагнера и Листа. Не обошли
вниманием и кайзера Германии, последнего султана Турции, психолога
Зигмунда Фрейда, писателя Эдгара По и кинорежиссёра Альфреда Хичкока.
Всех не перечислить.
Почтовая карточка. Россия, начало XX века. Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер. А вот одно загадочное изображение, хорошо известное любителям старины:
отлитый из чугуна портрет некоего господина с повязкой, которая то ли
поддерживает длинные волосы, то ли закрывает потерянный глаз. Лицо
человека, вылепленное из женских тел, вызывает воспоминания о пиратах,
хотя мы видим край стоячего воротника мундира или сюртука, которые
носили лица, занимающие государственные посты. В начале ХХ века
„пирата“ отливали из чугуна и бронзы на русских заводах. В Советском
Союзе в 1970–1980 годах умельцы заменили металл гипсом, красили его
чёрной или коричневой краской и продавали через друзей и знакомых.
Продавцы уверяли, что это автопортрет итальянского ювелира и скульптора
Бенвенуто Челлини, жившего в XVI веке, на закате эпохи Возрождения.
Барельеф, составленный из женских тел. Чугунное литьё. Начало ХХ века. Россия. Скорее всего, данное предположение не соответствует действительности,
так как из нескольких тысяч золотых предметов, выполненных выдающимся
мастером, уцелел лишь один: „Сальера“ — солонка императора (да и ту 11
мая 2003 года украли из Венского историко-художественного музея). Но
сохранились и опубликованы замечательные воспоминания Бенвенуто о его
жизни и работе. В книге нет никаких сведений об автопортрете. Тайна
барельефа из чугуна остаётся нераскрытой, и, если у читателей есть
какие-то сведения о нём, просим написать в редакцию.
Каких
только сюжетов нет в двойственных картинах! Фантазия и мастерство
художников превращают карту планеты в женскую головку, бабочек — в
цветок, а цветок — в паука. Влюблённые парочки неожиданно появляются в
бутоне розы или в бороде лесного бога — Лешего.
Джеймс Монтгомери. „Лицо Земли“. 1913 год. „Исчезающий образ“ знаменитого Сальвадора Дали — портрет самого
художника и его жены Елены Дьяковой. Издали — лицо Дали в профиль. По
мере приближения к картине мы всё отчетливее начинаем видеть фигуру
женщины, читающей письмо.
Сальвадор Дали. „Исчезающий образ“. 1938 год. Мексиканского художника Октавио Окампо привлекают классические
испанские мотивы. Кажется, достаточно одного взгляда, брошенного на его
картину, чтобы угадать название: „Дон Кихот“. На самом деле она
называется „Дон Кихот и Санчо Панса“, потому что на ней рядышком едут
верхом два неразлучных персонажа романа Сервантеса. А если смотреть
издалека, то две фигуры сливаются в лицо знаменитого Рыцаря печального
образа.
Октавио Окампо. „Дон Кихот и Санчо Панса“. 1979 год. В маленьком шедевре 2002 года томского художника Бориса Перцева
старинные погоны-эполеты превращаются в толпу кормящихся с барского
стола людей.
А теперь взгляните на рисунок поэта и
художника Павла Сергеева. Кажется, что на нём изображена только летящая
птица: ласточка или стриж. Секрет в том, что образ птицы составлен из
букв, которые представляют собой зашифрованное слово. Издали вы видите
рисунок, а вблизи — головоломку, которую нужно разгадать. Как правило,
зрительный образ на картине Сергеева служит ключом к разгадке
спрятанного слова.
Борис Перцев. „Элита“. 2002 год. Вы познакомились только с одним типом загадочных образов: содержание их
меняется в зависимости от расстояния, на котором находится зритель. В
следующих статьях я расскажу о других способах „прятать“ одно
изображение в другом. Вы узнаете о картинах, смысл которых зависит от
того, с какой стороны на них смотрят: справа или слева, сверху или
снизу, о рисунках для развития внимания и наблюдательности, о
бессмысленных пятнах, которые силой вашей фантазии становятся
картинами, о том, как случайно проведённая художником линия может
превратиться в орудие политики.
Наука и жизнь