Интересные факты Своими гротесковыми
псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ не
имеющий ничего общего с оригиналом может быть использован в различных
сатирических целях. Так встречается он в различных графических
репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава
Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец в 17 столетии как
портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском
иезуитов пыталась спасти религию.
«Королева Туниса», Вацлав Холлар
А это сама Маргарита Тирольская
О ней в другой статье Википедии: В церковной пропаганде Маргарита получила прозвище «Маульташ» (нем.
Maultasch), в буквальном переводе «рот-кошелёк», что, по-видимому,
должно было создать впечатление о графине как уродливой шлюхе. Спустя
почти два столетия фламандский художник Квентин Массейс написал
сатирический портрет Маргариты, обыгрывая ставшей притчей во языцех её
уродливость. Однако насколько отвратительной в действительности была
внешность графини судить по этим фактам невозможно: на другом портрете
XVI века она изображена достаточно нейтрально.
Образ Маргариты в искусстве Герцогиня на иллюстрации Дж. Тенниела к «Алисе в стране чудес»
Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего
отражения в искусстве. В 1816 г. Якоб Гримм, один из братьев Гримм,
собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике
«Немецкие саги». Портрет «Уродливой герцогини» работы Квентина
Массейса, часто рассматриваемый как карикатура на Маргариту Тирольскую,
вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых
иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». В 1923 г.
Лион Фейхтвангер посвятил Маргарите свой первый роман — «Безобразная
герцогиня Маргарита Маульташ».