Rina
На выставке "Берлинский импрессионизм" в вюрцбургском музее
современного искусства представлены примерно 70 картин из собрания
национальной галереи Берлина, которые демонстрируют разнообразие стилей
и тем. Среди прочих работ можно увидеть полотна Ловиса Коринта, Филиппа
Франка, Курта Херрманна, Вальтера Лайстикова, Макса Либерманна, Франца
Скарбины, Марии Славона, Макса Слефогта, Вильгельма Трюбнера и Лессера
Ури, а также картины из городской коллекции, входящие в постоянную
экспозицию музея.
В конце ХIХ века ни одна из столиц Европы
не росла так быстро, как Берлин. К 1900-му году это был третий по
величине европейский город, столица большой военной и промышленной
державы и центр нарождавшейся современной культуры. Во время правления
кайзера Вильгельма II (1888 - 1918), известного как "эпоха Вильгельма",
Берлин из прусского захолустья превратился в современный метрополис.
Искусство и литература Берлина этих лет как раз и отражали динамику
происходящего процесса. Вильгельм лично проявлял интерес к искусству,
культуре и употреблял свою власть, чтобы способствовать продвижению
своих националистических идей, отражающих его консерватизм. Поборник
современных научных идей и технологий, Вильгельм в то же время выступал
против новых движений в искусстве. Тем большее сопротивление нужно было
преодолевать, когда инициаторами изменений в области культуры,
апологетами модернизма в столице стали евреи. Особенно активны они были
в тех областях культуры, которые бросали вызов устоявшимся вкусам: в
журналистике, в оформлении больших универсальных магазинов, в театрах,
кабаре, кино. Евреи все еще были отстранены от многих важных областей
немецкой общественной жизни, таких как имперская военная служба,
государственная бюрократия и, в значительной степени, университетское
образование. Не имея доступа во многие официальные учреждения, они
обратились к альтернативной общественной деятельности: формированию
космополитической современной культуры. Берлин, как столица, стал
средоточием большого числа евреев-модернистов. Не будучи от природы
отшельниками, они собирались вместе в художественных галереях, кафе,
театрах, вокруг авангардных журналов. Именно они познакомили Берлин с
французским импрессионизмом, а потом кубизмом, символизмом норвежца
Эдварда Мунка, итальянским футуризмом. Важно отметить, что именно они
помогли найти те черты, которые стали характерными в целом для
искусства и культуры ХХ века. Стоит отметить, что несмотря на
интенсивную в это время культурную жизнь столицы Германии, "Меккой" для
художников все же оставался Париж. Вот почему в стремящемся не отстать
от него быстрорастущем Берлине легко нашли прибежище представители
всевозможных новых "измов": евреи и не евреи, немцы и не немцы пытались
довести новые идеи в искусстве до широкой публики.
В 1891
году в связи с Большой международной художественной выставкой,
проводившейся в Берлине появились разногласия в среде берлинских
художников Год спустя комиссия Союза берлинских художников отвергла
картины Эдварда Мунка.
В 1898 году жюри Большой берлинской
художественной выставки не приняло к участию пейзаж Вальтера
Лейстикова. Это стало окончательным свидетельством тому, что
«современному искусству» не стоило ожидать поддержки от существовавших
организаций. В ответ на это 65 художников объединились в организованный
Лейстиковом Берлинский сецессион. Макс Либерман был избран его
президентом. Братья-галеристы Бруно и Пауль Кассиреры были назначены
управляющими секретарями Сецессиона.
Сецессион (нем. Sezession,
от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда
немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв.,
представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции
официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский
Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион».
«Мюнхенский Сецессион», основанный в 1892 объединял преимущественно
представителей немецкого варианта стиля «модерн» - югендстиля.
«Берлинский Сецессион», созданный в 1899, объединял в основном художников немецкого импрессионизма
Самым влиятельным противником Сецессиона стал директор Королевской
академической высшей школы изобразительных искусств Антон фон Вернер,
советник кайзера по вопросам современного искусства.
19 мая 1899
года в берлинском районе Шарлоттенбург открылась выставка из 330
произведений живописи и графики и 50 скульптур. На ее открытии первый
президент "Сецессиона" Макс Либерман сказал: "При отборе работ для
выставки решающее значение имел только талант, вне зависимости от
стиля. Мы не считаем непогрешимым ни одно направление в искусстве".
В 1905 году Берлинский сецессион переехал в новое здание на
Курфюрстендамм. В 1909 году в Берлинском сецессионе состояло 97 членов.
В 1910 году в Сецессионе произошёл раскол, когда его жюри отвергло
работы 27 художников, преимущественно экспрессионистов и была
образована новая художественная группа — Новый сецессион. Её первая
выставка открылась в мае 1910 года под названием «Отказники Берлинского
сецессиона 1910».. Преемником Либермана на посту президента стал Ловис
Коринт. Летняя выставка 1913 года стала последним успехом Сецессиона.
Из-за того, что ряду картин было отказано в участии в выставке, их
авторы организовали собственную выставку, что вызвало очередной раскол
в Берлинском сецессионе. После того, как они отказались выйти из
Сецессиона, о своём выходе из него заявили Слефогт, Либерман, Кассирер
и ещё около 40 художников.
В марте 1914 года художники,
покинувшие Берлинский сецессион, организовали Свободный сецессион,
почётным президентом которого был назначен Макс Либерман. Берлинский
сецессион просуществовал до 1933 года. Его последним президентом был
майенский художник Эмиль ван Хаут.
Материалы :
Википедия
http://www.vestnik.com/issues/1999/1207/win/orlov.htm