Реальность иллюзииАндрей
Березин -
самарский художник, балансирующий на грани мифотворчества и нового
символизма. С
молодости пребывая в плену индивидуальных энергий, разрушающих
тотальные теории, он уже 20 лет
выстраивает по кирпичику мир, в котором правит Иллюзия, и который
связан с реальностью только идеей
материализации эфемерных прообразов.Романтизм его
личности, воспитанный легендами о
рыцарях круглого стола, в разные периоды окрашивался в вялые оттенки
интеллектуального скепсиса Оскара Уайльда, чувственности Модерна,
попадал под влияние эротических видений Климта и Бёрдслея. Ядовитый
аромат Цветов Зла и трагическое
обаяние театра Дель Арте не могли не пленить его воображения.
Восхищение
Рембрандтом, Эль Греко и Бекшинским возвело драматическое восприятие
жизни в высшую
степень.Результатом этого
причудливого сплетения интересов и впечатлений стала особая среда
сознания художника, заполненная культурными концептами. В его работах
будто присутствует
отзвук неких легенд – рыцари и монахи, обнаженные девы, шахматные поля,
библейские персонажи и существа средневековых поверий, сжатые до
иероглифа
образы животных и птиц, атрибуты маскарада и мистических ритуалов.
Пребывая в статусе архетипа или символа они исключают сюжетное
завершение. Это
только знаки в книге Бытия, какой она видится художнику.
Новейшая история Красной ШапочкиС первых серьёзных
картин художник пошел по пути создания собственной мифологии, в которой цитаты,
утратившие объективный контекст, обретают контекст новый, индивидуальный. Любимое
занятие – интеллектуальная игра, стереотипы восприятия
шокирующими интерпретациями.Достаточно
перечислить названия картин, чтобы понять
круг интересов Андрея Березина, рассматривающего существующие мифологемы
сквозь призму своего несколько циничного, отчасти романтичного, всегда
переполненного аллюзиями сознания: «Красная
Шапочка», «Чудо Георгия о Змие», «Сон в летнюю ночь», «Вавилонская башня»,
«Чудо св. Себастьяна», «Пир во время чумы», «Троянская кобылица», «Каин, где
брат твой Авель»Березин играет не только структурой мифа, меняя в нём
акценты, заменяя цитаты на свои собственные, - он играет с персонажами, за
которыми мы никогда не видим человека, ибо каждый из них – только знаковая
фигура, выражающая некие взаимосвязи. Нагота,
в которую облачены многие герои картин,
также безлика и символична. Обескураживающий дар
данайцев («Троянская кобылица») подсказывает нам, что образы ирреальны,
подвержены метаморфозам. Они становятся анонимными, готовыми впитать множество
взглядов и желаний, зрительских проекций и интерпретаций. Эти картины
превращают процессы душевной
жизни в зрительно воспринимаемые образы. И если вы сотрёте в своём сознании границу между внутренним и внешним, вы
узнает, как объекты и явления способны
менять свои обличья. Вы увидите в хрупком танце фламинго ( «Сказание о жене
Лота») ещё один иероглиф общемировой
фрески, а прекрасное и ужасное полотно «Раки»
откроет вам жизнь в её жестоком саморазвитии.Знакомые истории
будут рассказаны вам заново и художник увёдет вас в мир без времени –
внутренний мир, в котором дух – единственная реальность.Блуждая в его
беспредельности вы осознаете сакральный
смысл пространства, в котором деревья
связуют миры, земля – поле судьбы, небеса – дом господен или обитель невидимого
кукловода.
Рыцарь метафизического пространства
Фатум также
ассоциируется с пространственными категориями – неким условным полем,
расчерченным клетками или метафизическим
пейзажем. Замкнутые в себе персонажи обречённо взаимодействуют в этом
пространстве ассоциаций, над ними довлеют сумерки, готовые сомкнуться тесным
коконом темноты.Только одна фигура
активно вторгается в царство Морганы
-_Рыцарь. Рыцарь – магическая
фигура творчества Березина, с самых первых его работ. С самых первых любимых
книг, с отцовской картины « Последний бой Роланда». Этот образ проникает в полотна художника,
ломая временные преграды, нарушая законы
жанра, меняя облик и значение. («Чудо
Георгия о Змие», «Схватка», «Красная шапочка»,» Поиски брода», «Поздний гость»,
«Охотник на ворон»,»Охота на единорога», «Мелодия», «Красный рыцарь», «Автопортрет»,
«В чаще 1»,»Дорога в лес»,»Подвиг Мордреда»)Рыцарь –это и
одинокая фигурка воина на поле судьбы и устойчивый образ мужественного и
активного вмешательства в мироустройство. Это личный символ духовного поиска
и внутренних побед, возможно за этим
символом аристократического сознания скрывается alterego
художника. (Недаром в «автопортрете», весьма концептуальном, рядом со
слепком лица автора изображена кольчуга как само собой разумеющийся атрибут)
Это также определённый декорум игры. В сущности это эстетический идеал,
сотканный из возвышенных чувств и пёстрых фантазий.
Драматургия контрастовКартины Березина сочетают
в себе драматические контрасты – пространственных построений, фактур и
стилистики, современного содержания и
метода классических лессировок. Как профессионал он упорно усложняет живописные
решения своих произведений. В метафорическом сознании художника умение
справляться с классической технологией, играть валёрами и пастозным мазком –
своеобразный постмодернистский жест, приобщение к кругу посвящённых. Хорошая
школа нужна, чтобы отречься от провинциальных комплексов, почувствовать себя в
контексте мировой культуры.Ранние стилизации
модерна сменились движением в сторону
техники старых мастеров, в которой важны дисциплина наложения красочных слоёв,
богатство фактуры и глубина цвета. При этом важно понять, что глобальный
интерес к живописному материалу – это не лепка жизненной формы. Это живопись, в
которой взаимодействие прозрачных слоёв
краски, быстрых мелких мазков и переливов зернистой фактуры создают среду, выявляющую другую жизнь
объектов. (Недаром среди кумиров - великие тайновидцы Рембрандт и Эль Греко.) Таким образом в
картине «Дворы нашего детства» вполне натурные объекты оказываются существами
ностальгического мира, в котором особый
смысл обретают ржавый гвоздик или старая
облезшая дверь. Торжествующее
послойное письмо делает особенно впечатляющим метафизическое пространство
последних картин Березина, сгущает его мрак, формируя философскую среду («Мечты
о драконе», «Монгольфьер», «Наводнение», «Майское дерево», «Пленение Венеры»,
«Куклы», «Генеалогическое древо» и др.)В этом пространстве
разыгрываются странные действа, некие
ритуалы. Жесткие линии построения держат
в напряжении, уводят вглубь или обманом возвращают на поверхность полотна,
втягивая зрителя в свою не всегда приличную игру. Художник сам не знает правил
этой игры. Его сознание в образе Рыцаря движется по
расчерченному полю, завоёвывая новые позиции, открывая ворота королевств,
покоряя женщин, и вновь продолжает путь в бесконечном желании
двигаться вперёд.
Судьба Красной Шапочки
Пир во время чумы
- Спойлер:
Гулливер
Вавилонская башня
Троянская кобылица
Пленение Венеры
Несуществующие воспоминания об Италии
Куклы
Раки
Великая скумбрия
Святки
Безумная телега
Предчувствие весны
Красный рыцарь
Охотник на ворон
Дворы нашего детства