Я кошка, мать жизни Нигде кошка не почитается так,
как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология
наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к
позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как
добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие,
защитные силы.
В Древнем Египте существовал весьма
значительный культ богини – кошки Бастет ( Баст), считавшейся также
олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с
кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и
Изиды. Ей посвящались молитвы: « Она может даровать жизнь и силу, всё
здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам
поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем
развлечься и питаться в загробном мире
Культ кошки появился в
самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался
до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где,
по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый
прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище
возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних
празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье
вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно
там сохранилось большое количество мумий кошек.
Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили
в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался
на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее
руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу,
напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак
траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую
мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в
одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек
и выстроенных вдоль берегов Нила. В конце прошлого века возле деревни
Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч
кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в
525 г . до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным
последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы
не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у
стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его
приказу каждый солдан укрепил на груди живую кошку так, чтобы она
хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами.
Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались.
Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. (Бернар Брие. Дикие
кошки. М.: Диалог, 1995)
Египетская пластика оставила нам множество чудесных статуэток красавиц
кошек.Искусство Египта всегда славилось изображением животных. Большого
развития анималистическая пластитка Египта достигла в саисский период (
663 – 525 гг до нэ).В 7 в до нэ произошло объединение Египта под
властью фараонов, основавших 26 династию. Столицей независимого
государства стал город Саис. Для культуры этой эпохи было характерно
обращение к традициям Древнего царства , стремление идеализировать
далёкое прошлое. Саисские мастера, заимствуя древние художественные
каноны, создали своеобразный стиль, холодный и изысканный; достигли
высокого технического совершенства. В музеях нашей страны среди
разнообразных жанров и видов египетского искусства представлена и
анималистическая скульптура. Бронзовые статуэтки кошек саисского
периода экспонируются в Эрмитаже, ГМИИ, музее искусств народа Востока и
др. В подмосковном музее- усадьбе «Архангельское» имеется статуэтка,
внутри которой находится мумифицированная голова кошки. Эта скульптура,
привезенная в Россию в 1850 г , была найдена в пирамидах Саккары в
Нижнем Египте, близ Мемфиса.
Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой
поверхности. Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный
силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя..
Фигурки, как правило, богато укашались. У статуэток из Эрмитажа
ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.
Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они
сдержанно отстранённы, даже строги. Как бы напоминая всем, что Бастет —
это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери
бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей
тех, кто нарушает ее.
Ляля Чандра