UltraFiolet

литературно- художественный форум
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Обманки как художественный феномен

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
На страницу : 1, 2  Следующий
АвторСообщение
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:02 am

Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка").

Обманка - иллюзия или мистификация?


ГРАФИН

Вода в графине - чудо из чудес,
Прозрачный шар, задержанный в паденье!
Откуда он? Как очутился здесь,
На столике, в огромном учрежденье?
Какие предрассветные сады
Забыли мы и помним до сих пор мы?
И счастлив я способностью воды
Покорно повторять чужие формы.
А сам графин плывет из пустоты,
Как призрак льдин, растаявших однажды,
Как воплощенье горестной мечты
Несчастных тех, что умерли от жажды.
Что делать мне?
Отпить один глоток,
Подняв стакан? И чувствовать при этом,
Как подступает к сердцу холодок
Невыносимой жалости к предметам?
Когда сотрудница заговорит со мной,
Вздохну, но это не ее заслуга.
Разделены невидимой стеной,
Вода и воздух смотрят друг на друга...

Александр Кушнер, 1962

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:02 am

Историю обманок открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де
Барбари (1504), в котором главное внимание уделено
иллюзионистически-точной передаче предметов.



Особенно популярны обманки стали в 17 и 18 вв.
В России 18 в. натюрмотра как "законного" жанра искусства не
существовало, зато обманки пользовались спросом. Развлечение своего
рода - наблюдать, как гость или прислуга пытается прогнать муху,
ползущую по письменному столу с бумагами. потом оказывается,что и муха,
и бумаги,и прочие мелочи вроде ключей, старых писем, затертых игральных
карт - нарисованы

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:02 am





Giuseppe Arcimboldo, The Vegetable Gardener, a visual pun which can be turned upside down. c.1590.

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:03 am



A Hunting Still Life by Johannes Leemans 1660

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:03 am

Лотман:

Крайним выражением этой тенденции могут
считаться миниатюры Федора Толстого, воспроизводящие капли воды,
упавшие на рисунок, и ползающих по нему мух, и натюрморты, выполненные
в жанре «trompe l’oeil»*. Таковы прославленные «Шкафы для украшений»
Георга Хинца, «Доска с рисунком и отпечатком» М. Эккардта,
натюрморты Г. Теплова, А. Мордвинова и др.



Георг Хинц / Hinz, Johann Georg


Григорий Николаевич Теплов
Натюрморт с нотами и попугаем. 1737.
На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью
примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному
иллюзионизму, «tour de force», демонстрирующим ловкое мастерство и
более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани,
требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о
сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на
периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы.
Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной
проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его
аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель
Ф. Толстого «Цветок, бабочка и мухи» (1817, ГРМ), то нетрудно заметить,
что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы
условности: бабочка и цветок «как бы нарисованы», а капли воды на
рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, «как бы
настоящие». Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками
рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту
игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение
рисунка как невещи, а вещи как нерисунка.



Граф Федор Петрович ТолстойЦветок, бабочка и мухи. 1817.



Граф Федор Петрович ТолстойЯгоды красной и белой смородины. 1818.

http://philologos.narod.ru/lotman/

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:03 am



С. ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten
Trompe l'oeil-stilleven. 1664.

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.

Я не люблю людей.
Внешность их не по мне…

Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них - и внутри нутра.

Преподнося сюрприз
суммой своих углов
вещь выпадает из
миропорядка слов.

Вещь не стоит. И не
движется. Это - бред.
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.

из стихотворения И.Бродского "НАТЮРМОРТ "

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:04 am



Себастьян Боннекруа

Стена в мастерской художника / Trompe l'Oeil Studio Wall. 1668.

Здесь элементом обманки становится натянутый на подрамник натюрморт типа «Vanitas".
Это характерный джля многих натюрмортов приём "искусство в искусстве", усиленный эффектом иллюзии.

Лотман:

Следует также отметить, что свойственное «trompe l’oeil» повышение меры
иллюзорности сопровождается одновременно и повышением меры условности:
увеличивается вещная реальность, но уменьшается реальность
пространственная. Обманки стремятся к плоскостному, двухмерному миру,
строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным
объектом изображения в таком натюрморте является стена и прикрепленный
к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью. Взгляд
зрителя направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или
сверху вниз.

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:04 am



С. ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten
Trompe-l'oeil-Stilleben,
signiert und 1655 datiert




Frederic Edwin Church
Lettre de vengeance (avant 1892)



Laurent Dabos
(1762–1835)

Trompe l'Oeil with a print of Tsar Alexander I of Russia,
together with other prints and drawings behind a broken
pane of glass oil on panel



Louis Leopold Boilly
(1761–1845)
Grappe de raisin en trompe l'oeil

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:04 am


_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:06 am

Фюзели "Обманка"

здесь




Pere Borrell del Caso (Spanish, 19th century), Escaping Criticism, 1874

ealwin

[/b]Очень интересная, я бы сказала, просто захватывающая игра свето-тени, которая так разламывает пространство!
А Вы не подскажите, когда появилась любовь к "обманкам" в живописи, и с
чем связано её появление? Были ли предтечей "обманок" тщательно
выписанные голландские натюрморты? Сыграли ли "обманки" какую-либо роль
в фотографии?

Chandra




ealwin , здрасьте, и читайте тему, всё написано. Предшественником их видимо стало творчество Арчимбольдо. тоже в теме.

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:07 am



Дом, кажется жилой, в Лионе. Франция






_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:07 am



Современные обманки с сайта http://www.hezicostarot.com/



но они гораздо слабее старинных

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:07 am



П. Г. Богомолов. «Книги». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

Иллюзионизм

(франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка), имитация
видимого мира в произведениях изобразительного искусства, создание
впечатления реально существующих предметов и пространства. Иллюзионизм
(эстетич.) предполагает зрительное стирание грани между условным миром
изображения и реальной действительностью, их перетекание, активное
взаимодействие, зрительную подмену или кажущееся уничтожение
вещественного материала (из которого состоит само произведение),
плоскости стены или картины. Иллюзионизм (эстетич.) появляется в
античной живописи, играет заметную роль в искусстве Возрождения,
становится одним из главных принципов монументально-декоративного
искусства барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архитектурное
пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным
живописным пространством); Иллюзионизм (эстетич.) встречается и в
станковом искусстве (например, живописные, реже - графические
натюрморты-«обманки» 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России).

http://bse.sci-lib.com/

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:09 am

Rina
постоянный участник




Жанин Делапорте(Janine DELAPORTE )




























_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:09 am

The Art of Illusion

http://www.askart.com/

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:10 am

Alex




Это потрясающе... Я бы назвала это - виртуозная игра с тенью.
За счет тщательного и точного прорисовывания тени у предметов появляется обьем.



Вот тут еще - Обьемные рисунки на асфальте. Тоже игра с тенью..






_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:10 am



John Frederick Peto, Reminiscences of 1865, after 1890



иллюзии в технике интарсии

Fra Giovanni's Intarsia Polyhedra







отсюда

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:10 am



Juliette Artistides

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:11 am



Cornelis Gijbrechts (Flemish, c. 1630 - after 1675), Trompe l'oeil, oil

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:11 am


_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:11 am

Вот с одного сайтика материал:











http://bridge.skyline.net/

В данном случае это,наверное, всё же мистификация.

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:28 am

Alex








_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:28 am



Креспи Джузеппе Мария Натюрморт с книжными полками. Около 1725

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:28 am

Bruno Di Maio



Carmina non dant panem



Panem semper

_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Chandra
Admin
avatar

Сообщения : 3041
Дата регистрации : 2010-01-04
Возраст : 99

СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   Пт Янв 22, 2010 3:29 am

Курт Веннер






Вот интересно, как это с разных сторон смотрится? Слева, справа,... Д.ди же отовсюду смотрят..






_________________
Дух веет, где хочет
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Обманки как художественный феномен   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Обманки как художественный феномен
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 2На страницу : 1, 2  Следующий

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
UltraFiolet :: УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЙ МИР :: Изобразительное искусство-
Перейти: