В последние десятилетия выяснилось, что большинство его «маленьких»
подруг было старше 14, многие 16-18 лет и старше. Подруги Кэрролла в
воспоминаниях часто занижали свой возраст. Так, например, актриса Иза
Боумен пишет в своих мемуарах -В детстве я часто развлекалась тем, что
рисовала карикатуры, и однажды, когда он писал письма, я принялась
делать с него набросок на обороте конверта. Сейчас уж не помню, как
выглядел рисунок, — наверняка это был гадкий шарж, — но внезапно он
обернулся и увидел, чем я занимаюсь. Он вскочил с места и ужасно
покраснел, чем очень меня испугал. Потом схватил мой злосчастный
набросок и, разорвав его в клочья, молча швырнул в огонь. (…) Мне было
тогда не более десяти-одиннадцати лет, но и теперь этот эпизод стоит у
меня перед глазами, как будто все это было вчера…В действительности ей
было не менее 13 лет.
Другая «юная подружка» Кэрролла, Рут Гэмлен, в своих мемуарах сообщает,
как в 1892 году родители пригласили на обед Кэрролла с гостившей у него
в то время Изой. Там Иза описана как «застенчивый ребенок лет
двенадцати», в действительности в 1892 году ей было 18 лет.
В
викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались
асексуальными. Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней
морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое
общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и
могло заставить Кэрролла своих знакомых женщин и девушек объявлять
«маленькими девочками», а их самих — занижать свой возраст.
Сам Кэрролл также называл словом «ребёнок» (child) не только маленьких
девочек, но и женщин 20-30 лет. Так, в 1894 году он писал:Одна из
главных радостей моей — на удивление счастливой — жизни проистекает из
привязанности моих маленьких друзей. Двадцать или тридцать лет тому
назад я бы сказал, что десять — идеальный возраст; теперь же возраст
двадцати — двадцати пяти лет кажется мне предпочтительней. Некоторым из
моих дорогих девочек тридцать и более: я думаю, что пожилой человек
шестидесяти двух лет имеет право все еще считать их детьми.Как показали
исследования, больше половины «девочек», с которыми он переписывался,
старше 14 лет; из 870 комментариев, сделанных им по поводу актерской
игры, 720 относятся ко взрослым актерам и только 150 — к детям.
Психоаналитик Филлис Гринакр (Phyllis Greenacre, 1894–1989),
проанализировав в своей работе («Swift and Carroll a Psychoanalytic
Study of Two Lives», 1955), произведение Кэрролла, высказала мнение,
что писатель страдал от эдипова комплекса и отождествлял маленьких
девочек с матерью. И сама Алиса, возможно, является образом матери.
Гринакр отмечает, что между Кэрроллом и Алисой разница в возрасте была
примерно такой же, как между Кэрроллом и его матерью, и уверяет, что
«такое обращение эдипова комплекса широко распространено».
Известная американская писательница-феминистка Кэти Ройфи (Katie
Roiphe) выпустила роман о Льюисе Кэрролле и Алисе Лидделл, в котором
отношение автора "Алисы в стране чудес" к своей маленькой музе описано
как отнюдь не платоническое восхищение.
В ее роман "Покуда
она меня преследует в мыслях" (Still She Haunts Me - строка из "Алисы в
Зазеркалье") введены также и "откровенные сцены". К их числу ВВС
относит сцены, когда 8-летняя Алиса позирует в обнаженном виде Кэрроллу
для фотографий.
Кэрролл, действительно, был одним из первых
английских фотографов. Известно также, что он просил своих
многочисленных маленьких приятельниц позировать ему обнаженными. Это
происходило только с ведома и согласия родителей, и до нас не дошло ни
одной фотографии: Кэролл отдавал родителям и негатив, и все отпечатки.
Кэрролл не был ни хорошо законспирированным педофилом, в чем его давно
"подозревает" феминистски настроенная критика, ни асексуальным
священником - на самом деле все было гораздо сложнее, доказывает Ройфи.
Кэрролла обуревают темные страсти, которым он не может дать выхода
в реальности, и именно это приводит к созданию произведений, изменивших
понятие о детской литературе и входящих в список самых издающихся и
переводимых книг мира.
Едва ли не каждая из "child-friends"Кэрролла, чьи мемуары собраны в
вышедшей в 1989 году книге "Льюис Кэрролл: интервью и воспоминания",
отмечает, что она была исключением из правил, поскольку ее дружба с
Кэрроллом не прервалась с окончанием детства, а продолжилась в более зрелые
годы. Читая одно за другим эти утверждения, начинаешь недоумевать, что же
это за правило, из которого так много исключений? Гертруда Аткинсон,
например, пишет об этом так: "Многие утверждают, что он любил детей, только
пока они оставались детьми, и терял к ним интерес, когда они вырастали. Мой
опыт был иного рода: мы оставались друзьями всегда. Я думаю, иногда
возникали недоразумения оттого, что многим выросшим девочкам не нравится,
когда с ними обращаются так, будто им все еще десять лет. Лично мне эта его
привычка всегда казалась очень милой".
Иные "child-friends" подружились со знаменитым сказочником, будучи уже
вполне взрослыми людьми. Таково было знакомство Кэрролла с художницей
Гертрудой Томсон. Внимание Кэрролла привлекла серия ее рисунков под
названием "Страна фей", завязалась переписка, за которой последовало личное
знакомство; Гертруде Томсон было в это время 28 лет. Впервые Г. Томсон и
Льюис Кэрролл встретились в Саут-Кенсингтонском музее - они легко узнали
друг друга в толпе несмотря на то, что никогда не виделись прежде.
Кэрролл был чрезвычайно щепетилен во всем, что касалось его маленьких
моделей. Во время сеансов непременно присутствовала какая-нибудь дама (мать,
тетушка, гувернантка и пр.), Кэрролл писал: "Если бы я нашел для своих
фотографий прелестнейшую девочку в мире и обнаружил, что ее смущает мысль
позировать обнаженной, я бы почел своим священным пред Господом долгом, как
бы мимолетна ни была ее робость и как бы ни легко было ее преодолеть, тут же
раз и навсегда отказаться от этой затеи ".
В июне 1881-го, спустя год после того, как Кэрролл оставил занятия
фотографией, он принимает решение уничтожить снимки и негативы обнаженных
девочек во избежание кривотолков в случае его смерти (ему скоро исполнится
пятьдесят лет - солидный возраст по тем временам). Он пишет письма матерям
своих моделей, спрашивая, не прислать ли им фотографии и негативы, и
сообщая, что в противном случае они будут уничтожены. Сохранилось всего
несколько таких снимков.
Дневник Arin_Levindor